четверг, 31 мая 2012 г.

Предварительные впечатления от "Space Empires:4X"



Имел удовольствие поиграть в "Space Empires:4x" (далее "SE") от компании GMT Games. Несмотря на то, что по времени мы были сильно ограничены и партию до конца не доиграли, определенные впечатления относительно "основных" правил (в игре правила двухуровневой сложности: основные и продвинутые) сложились.


Ранее я упоминал, ("Стратагема", статья об Astra Titanus), что вырос на научной фантастике и вот, на мой взгляд, в триаде удачных 4Х космических настольных игр: "Twilight Imperium" ("TI"), "Eclipse" и "SE", последняя наиболее отвечает моим представлениям о научно-фантастическом антураже игры. Я не силен в классификациях, однако (и весьма условно, не претендуя на истину в последней инстанции) я бы сказал так: "Space Empires" - замечательная научно-фантастическая игра для любителей варгеймов, хорошо масштабируемая для двух игроков, "TI" - это космическая опера, яркая и глобальная, для любителей америтреша, которая хороша для игры полным составом, "Eclipse" - игра для оставшегося игрового сообщества, но опять же, хороша от 4 игроков.

Тезисно, об игровом процессе:
Игровой ход:
A. Определение Первого Игрока
B. Первый Ход:
Игрок 1:
a. Движение 
b. Бой 
c. Исследование 
Игрок(и) 2-4: аналогично первом игроку (пункты a,b,c).
C. Ход 2: (аналогично первому ходу)
D. Ход 3: (аналогично первому ходу)
E. Экономическая Фаза (Получение Очков Производства и их трата на технологии и / или постройку, переоснащение кораблей)

Начало игры, самый маленький сценарий для двух игроков, и досадная ошибка, которая затянула игру, по условиям сценария на родном мире (фишку с 20 видите внизу?) должно быть 4 верфи, и в игре их всего 4 фишки, так вот, мы все 4 и разместили в Родном Мире, а нужно было 1 с фишкой-маркером 4, мы ограничили свои производственные мощности до 8 Hull Size, на деле, можно было бы строить аж на 48, были бы очки производства. К тому же, логистически мы были привязаны к Родному Миру, в то время как верфи можно было строить на любых освоенных планетах. Белые фишки - Deep Space, который более опасен, чем родная система, однако и награда если повезет, будет более весомой, удвоенные количество минералов, технологии Предтечей (стилизации от авт. статьи). От родного мира устремились корабли-разведчики.
Враг у порога. Кстати, вот так непонятно кто прилетает к вашему родному миру, единственная ошибка на фото, верфь тоже должна быть скрыта. Желтому игроку придется понервничать.

Процесс исследования Родной системы, корабли-разведчики стремятся к далеким уголкам вселенной, на освоенных планетах основаны колонии (серые фишки с единичками) добывающие корабли готовятся в путь для доставки минералов на переработку, а корабль поселенцев - к старту для освоения новой планеты.
Полностью исследованная система. По времени этот процесс занимает порядка 30-40 минут. Здесь хорошо видно как естественно прикрыт мой правый фланг, бесплодная планета, астероиды и туманность, которые создают трудность перемещения для вражеских флотов. Часть колоний достигли максимального своего роста (фишки с цифрой 5, и даже изученная технология терраформирования,  не канула в лето, бесплодная планета также освоена).


Пример боя, 2 дредноута различных технологических уровней и крейсер, против линкора и базы, вот так сюрприз для обоих игроков.Бои похожи на бои в играх от Columbia Games, c модификацией броска D10 в зависимости от выученных технологий.

Наша неоконченная партия имела такой итог, я играл за желтого игрока и был  экономически более развит, мой оппонент сделал акцент на военную мощь.

ИТОГ:

Каждая из игр безусловно имеет свои плюсы, но я остановлюсь на том, почему мне нравится именно "SE":
1. В "SE" действительно большие галактики, на мой взгляд это больше похоже на космос, что создает необходимый простор для маневра силами, глядя на TI и Eclipse и как теснятся там флоты испытываешь чувство клаустрофобии (в "TI" и "Eclipse" около 40 тайлов-систем, в "SE" - 150, при максимальном большом сценарии);
2. Игра хороша именно для двоих игроков, чем не может похвастаться "TI", в которую играют от трех, для "Eclipse" 2 игрока немного не то.
3. Есть возможность играть одному.
4.Туман войны. Это действительно находка, дело в том, что фишка-корабля имеет две стороны, одна с изображением корабля и его характеристик, другая сторона одинакова для всех кораблей соответствующего игрока. Этим достигается сокрытие класса корабля, которых в игре около десятка: Линкоры, Дредноуты, Эсминцы, Авианосцы, Боевые Крейсера, Крейсера, и даже корабли-пустышки, этакий элемент блефа и др. С другой стороны, под такую фишку всегда кладется фишка-маркер, которая отображает число кораблей (от 1 до 6) в группе одного технологического уровня, этим достигается сокрытие размера флота-группы. Группы перемещаются всегда сдвоенными фишками. И третья составляющая тумана войны, исследование технологий происходит скрытно, Ваш противник понятия не имеет, ЧТО вы изучаете, до первого боя, в котором лишь откроются технологии которыми обладает именно вступивший в бой флот.(С раскрытием некоторых технологий можно ознакомится не только в бою, например терраформирования при колонизации бесплодной планеты, а технологии движения в соответсвующую фазу движения)
5. Нет даунтайма, можно играть одновременно, если конечно вы доверяете вашим оппонентам.
6. Цена, да, и это так, на текущий момент она дешевле своих оппонентов.
7. Простота освоения правил, по-крайней мере базовых.

Что бы я отметил в качестве недостатков:
1. Некоторая затянутость игры, которая в первую очередь предполагает активные действия игроков, за три часа было сыграно порядка 11 полных ходов, а это 33 фазы передвижения, опытные игроки отмечают, что к этому времени игра заканчивается, однако мы не верно играли, не правильно поняв расстановку сценария, так что возможно эта оценка не корректна.
2. Не критично, однако отсутствует политическая составляющая в каком-либо виде.
3. Система нанесения повреждений, при прокаченных технологиях, кидать горсти d10 и ждать, что выпадет единичка, чтобы нанести 1 хит. Уж можно было бы реализовать бои попроще, а так минут по 10 кидали кубики....


И еще, это впечатление лишь от базовых правил, в продвинутых правилах много интересного, авианосцы и истребители, технологии сканирования, мины и тральщики, машины судного дня способные уничтожить колонии или даже планеты, на бесплодных планетах встречаются корабли пришельцев и многое другое... Кстати новое дополнение добавит планетарные силы и расы, это действительно отличная новость...

1 комментарий:

  1. Единственный плюс который меня заинтересовал (сам не играл) это пресловутый туман войны, в отличие от того же Эклипса, а вот остальные плюсы мягко говоря на любителя.
    Впрочем у товарища она есть, жду когда опробуем.

    ОтветитьУдалить